Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 Расписание       тренингов 

   осень   2017 

 ____________________     

        10.10 в 21-00 

вебинар  Нейрографика с Татьяной Лобановой

«Если в детстве  

 не долюбили?          

                  Исправляем!»

подробности в ФБ и ВК   ____________________

      12.10  в  20-00   вебинар  Нейрографика. Курс «Пользователь» 2 часть

подробности в ФБ и ВК _________________    

      13.10 - 15.10  

 курс для психологов и

         не только «Психосоматика и телесные практики»,    

   1 часть, Москва

___________________

     16-17.10, вечер

"Быстрая живопись с Т. Лобановой" экспресс-метод обучения для    

   всех,  1 ступень

        Москва

   __________________ 

     19.10 в 20-00 

 вебинар  вебинар  Нейрографика. Курс «Пользователь»

подробности в ФБ и ВК

___________________

     26.10 в 20-00 

вебинар  Нейрографика. Курс «Пользователь»

          4 часть

подробности в ФБ и ВК ___________________

           27.10              

мастер-класс на форуме внутренних тренеров,

            С-Пб

___________________

          3.11 - 5.11      

курс для психологов и не только «Психосоматика и телесные практики»,

   2  часть, Москва

___________________

       6-7.11 вечер

 "Быстрая живопись с Т. Лобановой" экспресс-метод обучения для всех        2 ступень

        Москва

 __________________

   9.11 в  19-00

открытый вебинар   

"Кризис - это не тупик" Нейрографика  

___________________

      10.11 -12.11   

курс для психологов и не только «Психосоматика и телесные практики»,

     1 часть, С-Пб

___________________

      14.11  в 19-00

 Мастер-класс по быстрой живописи

   "Наши цветы" СПб

___________________

     18.11 в 19-00

Вебинар платный

"Психосоматика. Игры психики с телом". Нейрографика  

___________________

          24-26.11

  Инструкторский курс

"Быстрая живопись с

Т. Лобановой" экспресс-метод обучения для всех, 1 часть

         Москва

 ___________________

      25-26.11 (18-22.00)

Тренинг "Зеркало для героя"       

         Москва

 __________________

 1.12 - 3.12      

курс для психологов и не только «Психосоматика и телесные практики»,

    2 часть, С-Пб

____________________ 

          8-10.12

инструкторский курс 

"Быстрая живопись с

Т. Лобановой" экспресс-метод обучения для всех,  2 часть

         Москва

   __________________

    12 декабря в 19.00

мастер-класс по живописи "Новогодние подарки" 

            С-Пб

   ________________

      5 января, 11-18.00

 Быстрая живопись

начальный уровень

           С-Пб

   ________________

 Запись и подробности

в С-ПБ, Екатерина

по тел. +79219441051 

в Москве  Евгения evgeniastakhova@

gmail.com

 

 

 

   

НОВОСТИ

 

  

 


3-5 февраля 2017  выпуск специалистов программы для психологов и не только  "Психосоматика и телесная психотерапия

       в     С-Пб!!!!


Бесплатные вебинары по нейрографике  

 7  и 14 сентября 2017

 _____________________

Первый Инструкторский курс по нейрографике, Зеленогорск, июль 2016 состоялся и прошел с невероятным успехом!

_____________________

Добавлены материалы в раздел "Галерея"

Мои статьи

____________________

 

 google-site-verification: google333d1ba52d0d8a33.html 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключи к вдохновению — активизация творческих способностей

 

Функциональная асимметрия полушарий человеческого мозга на протяжении трех десятилетий прочно удерживает внимание исследователей.

Полушария по-разному воспринимают явления окружающей среды, различна их роль в творческой работе мозга, неодинаково их отношение ко времени, какими-то свойствами обладает только одно полушарие, другими — оба, но в разной степени, и все эти связи взаимодействуют сложнейшим образом.

Впервые различия в работе полушарий головного мозга человека были описаны американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Р. Сперри после того как он в лечебных целях рискнул рассечь межполушарные связи у больных эпилепсией.

Последствием этой операции явилось не только снижение эпилептических атак, но и удивительное изменение поведения человека. Каждое полушарие стало вести себя как независимый совершенно отдельный мозг, который даже не всегда до конца понимал свое другое полушарие.

Эти особенности замечались и раньше, при травматическом повреждении или хирургическом вмешательстве в одно из полушарий. Человек, у которого было отключено правое полушарие,а работало левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова,цифры и другие условные знаки, но часто оказывался беспомощным, когда требовалось что-тоделать с предметами материального мира или их изображениями.

Когда отключали левое, а работало одно правое полушарие, пациент легко справлялся с такими задачами, хорошо разбирался в произведениях живописи, мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные словесные конструкции и совершенно не мог сколько-нибудь связно говорить. В дальнейшем эти различия были многократно подтверждены.

Исследования проводились в двух направлениях: физиологические аппаратные и психологические поведенческие эксперименты. В соответствии с ними основная деятельность левого полушария получила название логико-вербального мышления, а правого — пространственно-образного.

Но на практике такого четкого разделения между полушариями нет. Например, установлено, что человек с одним правым полушарием способен понимать простую речь, а с одним левым однозначные образы. Работы профессора Э. А. Костандова (Институт общей и судебной психиатрии МЗ СССР) показали, что правое полушарие у здоровых людей быстрее левого реагирует практически на любую информацию — и образную и словесную.

При подъеме активности правого полушария и балансировке его с уровнем левого, значительно возрастает скорость реакции на внешние стимулы, а, следовательно, скорость принятия решений, особенно в экстремальных ситуациях.

Причина этого в следующем: большинство людей обладают более активным левым полушарием, это обусловлено самим принципом развития западной цивилизации, системой обучения, этическими нормами общества.

Специализация полушарий заключается не только в характере обрабатываемой информации, но ив самом процессе обработки. Левое — действует пошагово, логически последовательно. Как при этом принимается решение? Собирается информация, обосновываются причины, просчитываются варианты, выводятся результаты, взвешиваются последствия. А если меняется критерий оценки, то процедура повторяется с начала.

Задачи, решаемые в бизнесе, политике, финансах — всегда многофакторные, со сложной корреляцией параметров, и критерии оценки результата часто неоднозначны, а иногда просто противоречивы. Поэтому бывает так сложно принять решение, это требует времени, и так жесложно его реализовывать. А если на каком-то шаге не хватает информации или задача плохо формализована, тогда решения нет.

Все обстоит иначе, если более активно правое полушарие. Здесь даже при недостатке информации,ее части не рассматриваются как отдельные фрагменты и не анализируются последовательно,а сразу образуют целостную картину.

Недостающие части воссоздаются мгновенно и решение возникает как бы само собой.Это воспринимается как озарение, инсайт, интуитивная вспышка, так как сам процесс поиска решения — высокоскоростной, ассоциативный, без пошаговой логики и не фиксируется в сознании.При этом человек испытывает необыкновенный эмоциональный подъем, вдохновение, состояние полета, и это закономерно, при повышении активности правого полушария обостряется чувственно-эмоциональное восприятие.

Творчество в любой сфере связано с преодолением традиционных представлений, с обнаружениемновых закономерностей или новым подходом к уже известным фактам в их целостной связис миром. Способность видения многозначного контекста является базовой позицией для любого вида творчества, независимо от его направленности и конкретного содержания.

Для определения творческих способностей психологи часто используют тест Гилфорда, в котором предлагается назвать все вообразимые способы применения какого-нибудь предмета. Чем большевариантов предлагает испытуемый, чем больше среди них нетривиальных, тем выше оцениваются его творческие возможности.

Результаты тестирования подтверждаются действительными достижениями выдающихся личностей.Этим тестом выявляют способность преодолевать ограничения, создаваемые однозначным контекстом. Выполняя тест человек должен отказаться от привычных представлений и попытатьсяобнаружить множественные связи между предметами взамен привычных единичных.

Другой способ оценки творческих способностей состоит в том, что испытуемым предлагают составить парные словесные ассоциации. При этом люди с высоким творческим потенциалом чаще называют антонимы, чем синонимы, то есть они легче ассоциируют те или иные понятия с противоположными по значению, чем со сходными.

Это означает, что они способны видеть предметы и явления в более широком контексте и готовы к одновременному постижению не одной, а нескольких идей или сторон явления.

Исследования проф. В. Ротенберга, проф. В..Аршавского и других авторов показали, что люди с доминированием одного из полушарий различаются по успешности решения задач, соответствующих своему типу мышления. Оказалось, что эти различия лежат очень глубоко —на физиологическом уровне функционирования мозга.

Те, у кого доминирует левополушарное мышление, нуждаются в относительно меньшей дополнительной активации мозга при решении логических задач, а попытки решить творческие задачи приводят к выраженной активации всего мозга и последующему утомлению. Те же, у кого доминирует «правополушарное» мышление, решают творческие задачи вообще без дополнительной активации мозга и, соответственно, почти не чувствуют при этом утомления, в то время как задачи с определенным алгоритмом вызывают у них существенную дополнительную активацию мозга и утомление.

Существуют различные методики выхода в режим творчества — от этнических, мистических, религиозных, гипнотических до химической или полевой стимуляции. Общий подход заключаетсяв снижении активности левого и повышении активности правого полушария. Проблемным в случае внешней стимуляции представляется удержание подобного состояния и произвольное его включение.

Такие состояния бывают в жизни каждого человека, иногда при длительном, трудном поиске решения, когда уже все перепробовано, а ответа все нет, или в экстремальной ситуации при полном отсутствии времени на размышление. К сожалению, такие моменты случаются редко,но запоминаются навсегда, как необыкновенно яркие, сильные, исключительные.

Причину таких озарений можно объяснить тем, что при сильном утомлении, напряженной работе, перегрузке или остром, опасном дефиците времени левое полушарие перенапрягается, выходит за предельный режим и отключается, предавая управление правому полушарию, которое и находит оптимальный ответ.

А в обычной жизни мы его не слышим, оно слишком «тихо» говорит с нами, по сравнениюс ведущим левым. Достижение стабильного результата возможно и через обучение, освоение духовных практик, но, к сожалению, это занимает годы.

Известны методики быстрой генерации такого состояния через организацию стресса (за счет дефицита времени, конкуренции, подъема групповой эмоциональности, нетривиальной постановки задачи и т. д.). Они успешно работают, но только при создании таких внешних условий.

Вся система обучения в западной цивилизации построена по последовательному причинно-следственному алгоритму левого полушария. А пространственно-образное правое целенаправленноне развивается. И даже обучение чисто правополушарной деятельности — рисованию ведется по «левому» алгоритмически-последовательно.

Есть замечательные методики так называемого правополушарного графического рисования Кимона Николаидиса, Джулии Кэмерон, Бэтти Эдвардс и др. Они дают хорошие технические навыки людямс нулевой художественной подготовкой. Но правое полушарие мозга — это не только пространственно-образные способности, а еще и целостное, интуитивное мышление.

Поэтому главная цель тренинга «Активизация творческих способностей через правополушарное экспресс-рисование» — это управляемое включение творческого режима работы мозга. В такомрежиме активизирована способность задавать неожиданные вопросы и находить на нихне тривиальные ответы в любой сфере деятельности. А собственно умение рисовать является «побочным результатом».

Этот тренинг — не курс обучения живописи. Это групповой психологический тренинг креативности, снятия стереотипов видения и мышления, тонкой синхронизации центральной нервной системы и моторики, обретения чувства вдохновения.

Начало — это снятие барьера: «Я этого не умею» с помощью нескольких упражнений,с гарантированным результатом: «У меня получилось!» Затем ряд техник, без вербальных объяснений, дающих в результате изображение глубины пространства, и применение их для создания пейзажей разной освещенности.

Затем наблюдение за использованием разных живописных приемов и «видение» возникновения отличающихся друг от друга фактур. Для снятия убеждения: «У меня так никогда не получится» все демонстрации проводятся в высокоскоростном режиме «зрительного штурма» и снижении активности левого полушария, т. к. для его логического, последовательного восприятия происходящее не возможно.

Тренинг является первой ступенью программы практического применения методики активизации творческих способностей. В ходе тренинга выполняются диагностические и коррекционные упражнения, снимающие барьер перед рисованием и стимулирующие образно-пространственное восприятие, конкретное, а не схематическое видение. Эти способности включаются при научении особому взгляду, через специальную технику работы с цветом, пространством, светом.

За 2 дня каждым участником выполняется около 30 живописных работ в разных техниках, что позволяет в последствии стабильно воспроизводить состояние творческой активности, многочасовой, интенсивной работы без усталости.

Кроме того, упражнения с цветом, с красками непосредственно связаны с эмоциональной сферойи позволяют проективными методами попадать в глубокие слои подсознания, снижать напряжение, уровень тревожности, агрессии. Работа с эмоциями через восприятие цвета была известна в Китае,Индии, Древней Греции. Гете писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют».

Цвет воздействует на физиологию тела и бессознательное в психике, являясь одновременно «источником энергии» и «программой действий», поэтому воздействие цветом называется многими исследователями методом прямого управления психической энергией личности. Это реальный способ влияния на эмоциональное и физиологическое, а следовательно энергетическое состояние организма.

При этом такое воздействие может быть как пассивным, так и активным. Пассивное — это выбор предпочитаемых и отвергаемых цветовых сочетаний для диагностики состояния и последующая его коррекция с помощью дополнительных цветов. Такая методика разработана. В ее основе лежит идея теста Люшера. Традиционно стимульным материалом для теста являются 8 цветных карточек — это статическая композиция из четырех пар.

Однако, мне представилось возможным ввести динамическое взаимодействие цветов для чего были созданы 32 карты — парные сочетания цветов и 8 монохромных карт. Рисунок каждой пары определялся эмоциональным содержанием их сочетания. Так желание покоя и комфорта сине-коричневой пары совсем не похоже на агрессию красно-черной, а монохромная желтая может искриться всей гаммой оттенков этого цвета.

Тренинг «Активизация творческих способностей через правополушарное экспресс-рисование» опробована мной на протяжении 5 лет в разных организациях и регионах, в том числе ина Северном Кавказе.

Не было ни одного участника не вышедшего в искомый режим, что определялось уровнем начальной и конечных работ. Это иллюстрируется фотоматериалами: процесс тренинга, «входные» и «выходные» работы, авторы, отзывы, организации, где он проводился. Эффективно решались задачи командообразования, снижения уровня конфликтности, поиска творческих решений в области рекламы, журналистики.

По отзывам прошедших этот тренинг он дает стабильные результаты, которые приходится оценивать по «левополушарным» критериям, например, снижение текучести кадров в агентскихсетях одновременно с увеличением клиентской базы каждого агента, а следовательно, рост доходности.

Можно говорить о таких результатах программы — адвокат Е.Ш., построившая систему доказательств в совершенно новой, неожиданной для самой себя манере; менеджер Д.К.,в затяжных переговорах, вдруг «увидевший» расстановку сил, мотивы и опасения участников; финансовый директор строительной компании Н.Н., решившая открыть свою консультационную фирму, в которой предлагается нестандартный пакет услуг для экономистов: от обычной профессиональной помощи до основ психологии и экспертных навыков по финансовой политике и кадрам. Все эти новые идеи пришли их авторам именно после прохождения программы, в том новом ресурсном состоянии, когда хочется продолжать двигаться, достигать результата, получать удовольствие от изменений. Кроме того, человек прошедший это обучение, возвращает свою способность к радости самовыражения, которая делала его таким счастливым в детстве.

ВЫВОДЫ:

1. Рассматриваемая методика правополушарного экспресс-рисования позволяет с уверенностью говорить об активизации творческих способностей участников даже после прохождения первой двухдневной ступени. Об этом можно судить при сравнении исходных и выпускных работ.

2. Тренинг не является очередной программой ускоренного обучения рисованию, он позволяетвключить правополушарный режим работы мозга. Об этом свидетельствуют личные достижения участников в своих профессиональных сферах: нахождение новых решений методами прямых или свободных ассоциаций, постановка новых задач, создание новых продуктов для рынка товаров или услуг.

3. Участники тренинга научаются осознанно включать и длительно удерживать состояние креативности. В таком режиме человек может много часов и дней с увлечением напряженно работать без какого-либо утомления и последующего истощения. По измерению физиологической активности мозга [5] это возможно только при решении творческих задач в правополушарноммышлении.

Что касается собственно проведения программы — к тренеру, кроме психологического образования и опыта работы в тренингах, предъявляются дополнительные требования. Это владение изобразительными техниками на хорошем уровне (желательно специальное образование на уровне художественной школы или достаточная личная практика после прохождения данной программы), способность работать в скоростной манере (3–4 мин на законченный этюд) и, конечно, собственная креативность для создания соответствующей атмосферы, особенной для каждой группы и каждого участника.

ЛИТЕРАТУРА

  • 1. Аршавский В. В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. Владивосток, 1988

  • 2. Бравый К. Парадигма жизнеспособности.— Международный Центр Научных Исследований и Практики Творчества, Сборник Трудов 4-ой ежегодной научной конференции, Израиль, 2001.

  • 3. Кэмерон Дж. Путь художника. ИД «Гаятри» М., 2005

  • 4. Николаидис К. Естественный путь к рисованию. ООО «Попурри», Минск, 2002

  • 5. Ротенберг В. «Психофизиологические аспекты изучения творчества»

  • 6. Ротенберг В., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984, 190 с.