Расписание тренингов
осень 2017
____________________
10.10 в 21-00
вебинар Нейрографика с Татьяной Лобановой
«Если в детстве
не долюбили?
Исправляем!»
подробности в ФБ и ВК ____________________
12.10 в 20-00
вебинар Нейрографика. Курс «Пользователь» 2 часть
подробности в ФБ и ВК _________________
13.10 - 15.10
курс для психологов и
не только «Психосоматика и телесные практики»,
1 часть, Москва
___________________
16-17.10, вечер
"Быстрая живопись с Т. Лобановой" экспресс-метод обучения для
всех, 1 ступень
Москва
__________________
19.10 в 20-00
вебинар вебинар Нейрографика. Курс «Пользователь»
подробности в ФБ и ВК
___________________
26.10 в 20-00
вебинар Нейрографика. Курс «Пользователь»
4 часть
подробности в ФБ и ВК
___________________
27.10
мастер-класс на форуме внутренних тренеров,
С-Пб
___________________
3.11 - 5.11
курс для психологов и не только «Психосоматика и телесные практики»,
2 часть, Москва
___________________
6-7.11 вечер
"Быстрая живопись с Т. Лобановой" экспресс-метод обучения для всех
2 ступень
Москва
__________________
9.11 в 19-00
открытый вебинар
"Кризис - это не тупик" Нейрографика
___________________
10.11 -12.11
курс для психологов и не только «Психосоматика и телесные практики»,
1 часть, С-Пб
___________________
14.11 в 19-00
Мастер-класс по быстрой живописи
"Наши цветы" СПб
___________________
18.11 в 19-00
Вебинар платный
"Психосоматика. Игры психики с телом". Нейрографика
___________________
24-26.11
Инструкторский курс
"Быстрая живопись с
Т. Лобановой" экспресс-
метод обучения для всех, 1 часть
Москва
___________________
25-26.11 (18-22.00)
Тренинг "Зеркало для
героя"
Москва
__________________
1.12 - 3.12
курс для психологов и не только «Психосоматика и телесные практики»,
2 часть, С-Пб
____________________
8-10.12
инструкторский курс
"Быстрая живопись с
Т. Лобановой" экспресс-
метод обучения для всех, 2 часть
Москва
__________________
12 декабря в 19.00
мастер-класс по живописи "Новогодние подарки"
С-Пб
________________
5 января, 11-18.00
Быстрая живопись
начальный уровень
С-Пб
________________
Запись и подробности
в С-ПБ, Екатерина
по тел. +79219441051
в Москве Евгения evgeniastakhova@
gmail.com
НОВОСТИ
3-5 февраля 2017 выпуск специалистов программы для психологов и не только
"Психосоматика и телесная психотерапия
в С-Пб!!!!
Бесплатные вебинары по нейрографике
7 и 14 сентября 2017
_____________________
Первый Инструкторский курс по нейрографике, Зеленогорск, июль 2016 состоялся и прошел с невероятным успехом!
_____________________
Добавлены материалы в раздел "Галерея"
Мои статьи
____________________
google-site-verification: google333d1ba52d0d8a33.html
Жить в счастливом мире
Опубликовано в журнале «ЛЕДИ ТАЙМ»
Новая встреча в клубе «Леди Тайм» с постоянной ведущей рубрики психологом Татьяной Лобановой неслучайно прошла в галерее «Голубая гостиная» Санкт–Петербургского отделения Союза художников России.
Познакомившись с художественными работами Татьяны и ощутив на себе их энергетику, гости стали участниками семинара по арт-терапии, чрезвычайно тонкой области человеческой деятельности, находящейся на стыке искусства и психологии. И это обстоятельство дало толчок началу разговора.
- Кто из специалистов имеет право вести занятия по арт-терапии?
- К сожалению, требования к отечественным арттерапевтам гораздо ниже, чем на Западе. Там человек прежде всего должен быть профессионалом в каком-либо виде искусства - а затем получить серьезное психологическое образование. У нас можно считаться арттерапевтом, вообще не умея ни играть на музыкальных инструментах, ни рисовать, ни танцевать…
- А вы умеете?
- Да. Спасибо родителям – они учили меня рисованию, танцам, музыке, иностранному языку; я получила и техническое образование, став самым молодым кандидатом наук - и все это позже сфокусировалось именно в психологии. Я начала понимать проблемы людей с разным типом психики - и технарей, и музыкантов, и гуманитариев…
А что касается арт-терапии, то в швейцарском институте арт-терапии(сертификат об окончании которого у меня есть) нас настраивали на то, что нам предстоит заниматься очень тонкой частью психики, которая связана с ассоциативным, образным, эмоциональным мышлением. Чаще всего именно она травмируется у человека в раннем возрасте – причем, нередко это происходит даже в самых благополучных, любящих семьях.
Достаточно сказать малышу: «У тебя все валится из рук, ты опять разбил чашку», - и он, еще не умея пропустить критику через собственный внутренний «фильтр» начинает думать, что он и впрямь неумеха и рохля…
Чем раньше произошла травма, тем сложнее она поддается исцелению, потому что незаметно проникает в основу всех дальнейших построений психики. Великая позитивная сила арт-терапии как раз и заключается в том, что она может откорректировать это неосознанное и неоправданное мнение человека о себе.
Весь негатив можно извлечь из подсознания, а затем трансформировать его в конструктивную силу. Но арттерапевт обязан быть очень осторожным в работе: сложный и тонкий механизм человеческой психики начинает очень сильно зависеть от его опыта и профессионализма.
- Можно и навредить?
- Конечно. Если специалисту удается извлечь из психики нечто травмирующее человека, но он не знает, что с этим делать дальше, его клиента ничего хорошего не ждет. То эмоциональное напряжение, в котором он находится, погрузившись в творчество, все равно не трансформируется в позитив – и в результате человек начинает испытывать грусть или раздражение, впадает в депрессию.
Как-то я в качестве переводчика присутствовала на курсах карандашного рисования известного канадского художника.
В группе была женщина–нейрохирург, очень сильная доминирующая личность – что вполне объяснимо спецификой профессии. С этой энергетикой доминирования она пришла на курс рисования.Все задания, казавшиеся прочей аудитории просто нелогичными, вызывали в ней агрессию: «Этого я делать не буду, я хочу делать то, что умею».
Я старалась мягко настроить ее на одну волну с тем человеком, к которому она пришла учиться чему-то новому, но безуспешно. В конце концов она в ярости скомкала бумагу, швырнула ее и пулей вылетела из аудитории. Но спустя полчаса она вернулась, и я, поняв, что человеку необходима помощь, подсела к ней и стала уже работать как психолог…
Помню, у канадского художника, чрезвычайно деликатного человека, вид был совершенно растерянный: ничего подобного он не ожидал! А ожидать, как я понимаю, нужно – причем, всегда: рисование глубоко проникает в психику человека, и тому лектору, который выпускает джинна из бутылки, надо быть начеку.
Я убедилась в этом, когда нечто подобное произошло недавно на моем тренинге. Одна участница после обеда опоздала, не успела включиться в следующее упражнение - и началось: «У меня ничего не получается, я ничего не хочу делать». Села к окну, отвернулась…
Момент, когда серьезный взрослый человек начинает вести себя, как рассерженный ребенок, следует уловить, чтобы снять агрессию и вернуть его в состояние креативной работы.Сделать так в большой группе бывает трудно, но это необходимо. Вот почему я приучила себя к тому, чтобы одновременно заниматься не только с группой, но и с каждым человеком отдельно.
- Как это происходит?
- Моя первоочередная задача – отключить внимание всех и каждого от внешних проблем. И в первые минуты тренинга мы, пытаясь уйти от обыденности, создаем некое общее поле наблюдения за возникновением образа.
В течение семи–десяти минут возникает несколько образов, которые я демонстрирую. А у участников в это время происходит смена состояний – от привычного взрослого «Этого не может быть» до детского ожидания новогодних чудес, мешка с подарками и фокусов, которые бывают на праздниках.
На этом моя задача по погружению человека в творческое состояние выполнена. Теперь его эмоциональный настрой сравним с настроением художника, который говорит: «Эти образы идут изнутри, и я просто не могу не рисовать!»
Я сама обожаю это состояние - и если оно настигает меня в совершенно неурочное время, я все равно делаю то, в чем ощущаю потребность - пусть за счет сна или каких-то обязательных дел. Я чувствую, что обязана это сделать. Состояние творчества – самое замечательное, что только может быть - и в этот момент возникает детское по своей сути ощущение, что все хорошо.
- Почему «детское»?
- Дети живут очень конкретно, «здесь и сейчас». А когда делают что-то, отдаются этому занятию абсолютно, ни о чем другом уже не думая. Если ребенок строит домик, он даже не слышит, когда его зовут…
«Быть, как дети» значит на сто процентов находиться в настоящем моменте и очень полноценно проживать его. Мы же, люди взрослые, постоянно беспокоимся о будущем и вспоминаем прошлое.
На последнее занятие по артишоку пришла новенькая молодая дама. Мы говорили о счастье, и она сказала: «Я только сейчас стала понимать, что пять лет назад была действительно счастлива».
Думаю, что человек с таким настроем и через очередные пять лет, оглянувшись назад, скажет то же самое про сегодняшний день. Он не умеет ценить настоящее, и это очень плохо.
Научить его радоваться жизни, сконцентрировать его внимание на положительных эмоциях и ощущениях, привести к гармонии его мысли и чувства – сверхзадача арт-терапии. Чтобы в результате человек мог сказать: «Я полностью себя ощущаю». Да еще получить в придачу «бонус» - совершенно новое качество и новизну жизни.
Многие продолжают рисовать после тренингов, и я получаю их картинки по интернету. Знаете, они даже фотографировать начинают иначе, стремясь запечатлеть красоту мира, даже в маленькой разноцветной букашке, необычном изгибе ветки, бескрайнем просторе моря…
- А чем вас привлекает монотипия?
Я знала эту технику давно, а с недавних пор она заинтересовала меня именно как психолога. Сейчас я готовлю новый тренинг, как раз на тему монотипии. А действующий тренинг «Зеркало для героя» посвящен цветодиагностике и цветокоррекции: его участники самостоятельно выбирают сочетания пятен и линий.
По этим композициям можно четко прочитать определенные состояния психики: из подсознания извлекается очень много сокровенной и вполне конкретной информации. А ведь изначально человек просто берет краску, кисточку и проводит своей рукой линии...
Поиск образов из произвольно возникших цветовых пятен – более креативное направление, и относится оно к правополушарной деятельности мозга. Это самая, что ни на есть, правополушарная техника из всего имеющего в моем распоряжении инструментария.
- Наверное, монотипия очень перспективна с точки зрения психологии?
-Конечно. Ведь она позволяет каждому автору по-разному увидеть и прочувствовать цветовое пятно и, соответственно, по-своему его дорисовать. Где еще столь же наглядно отражается внутренний мир художника!
У каждого человека свое прочтение цветового пятна, а у меня есть целая серия диагностических картинок, позволяющих выявить наиболее типичные психологические проблемы.
Те, например, на которых изображены очень выразительные стволы деревьев, в своей геометрии, линиях, цветовом решении несут некоторую ассоциативную настройку на разные эмоции.
Человек выбирает какое-то дерево – и мы с ним начинаем диалог. «Оно вам нравится?» - спрашиваю я. «Нет. Унылое, ветки обвисли, стоит одно, и рядом ничего не растет». Каждая эта фраза несет в себе бездну полезной информации о сути человека! Он ведь тоже, как это дерево – но про него рассуждать гораздо легче, другое дело - про себя...
Скажи ему, что в его жизни нет новизны, и он тут же возмутится: «Как это нет! От новых проблем и встреч просто не вздохнуть!» А сам от усталости уже не замечает ни голубого неба, ни зелени, вылезающей из-под снега, ни набухающих почек на деревьях…
Когда человек начинает понимать это и соглашается с тем, жизнь все-таки гораздо больше, чем просто работа, для него наступает озарение, инсайт – и все постепенно становится на свои места…
- Расскажите, пожалуйста, о цветодиагностике. Помнится, на прошлой встрече вы очень удивились выбору одной нашей дамы, которая случайно взяла зеленую тестовую карточку. Вы сказали: «Странно, я думала, что вы выберите сиреневый»… Цветовые предпочтения других людей действительно так красноречивы для вас?
- Это воспринимается, как фокус, а на самом деле не что иное как отражение биологических и физиологических возможностей воздействия цвета на организм.
Когда речь идет о знакомом человеке, я могу довольно точно представить склад его психики, его предпочтения. А преимущественная эмоция, которую человек несет в себе, имеет свой цвет. И все это глубоко завязано на физиологию. Но поскольку все мы подвержены настроениям, то в какой-то момент даже «фиолетовый» человек может выбрать что-то зеленое.
- Вы давно заинтересовались цветом?
- Да. И надо сказать, что впервые соприкоснувшись со знаменитой методикой Люшара, тоже подумала, что это нечто из области гадания: как это я распределю восемь цветов в определенном порядке, а после этого мне скажут, что со мной произошло!..
Но потом пришла к выводу, что это достаточно надежный и объективный метод.По цветовым карточкам можно оценить и состояния здоровья, и отношений в семье, и на работе…
В моей практике не было еще ни одного человека, который сказал бы, что все это – вообще не про него, или что я говорю ему такие вещи, которые подойдут всем. Нет - каждому говорю конкретно про него, сугубо индивидуально.
Цвет соответствует определенному физиологическому типажу и помогает проникнуть в физиологическую программу человека. А каждый человек интегрирован в систему природного человеческого сообщества и по этой причине несет в себе навыки ролевого природного поведения.
Так, лидеров среди нас - всего 5-7 процентов (так же, как и в животном мире). Некоторая часть людей по природе своей призвана отвечать за устои, преемственность, передачу накопленного опыта. И если человека, олицетворяющего собой типаж «воспитателя детского сада или учителя», лишить воспитуемых или обучаемых, жизнь для него просто потеряет смысл – так устроен наш мир.
Тем не менее, соотношение разных типажей в сообществе людей всегда стабильно. Поэтому определение типажа по цвету многое говорит специалисту о человеке. Все мы, конечно, сложные «композиции», но я заметила, что чем ярче личность, тем ярче выражен в ней типаж.
- Если он заложен природой, значит, его нельзя менять?
- Это больной вопрос, и я очень надеюсь на то, что родители перестанут ломать собственных детей в соответствии со своими ожиданиями. Зачастую эта пресловутая родительская реализация через детей приводит к большим несчастьям. Ребенка с четырех лет начинают грузить английским, шахматами, хоккеем, рисованием, музицированием…
Да, он получит хороший интеллектуальный потенциал, но станет ли при этом счастливее? Если малыш по двенадцать часов в день занят развитием интеллекта, ответ очевиден. Хорошо бы «кормить» ребенка только тем, что он в состоянии переварить. Иначе, придавленный бесконечными родительскими инициативами, к десятому классу он не будет понимать, чего же он хочет сам. Он просто не научится хотеть.
Так что любящий родитель должен открыть свое сердце, отключить голову и просто почувствовать, от каких занятий ребенок получает удовольствие.
- Вы много говорите о радости и удовольствии… Это действительно полноценная замена тому бесстрастному «надо», на котором воспитано большинство из нас?
- Конечно! Цель и арт-терапии, и психотерапии как раз в том и состоит, чтобы сделать человека более гармоничным, целостным, реализованным, а соответственно, и более счастливым, наполнив его жизнь радостью. И если я внесу какую-то лепту в создание более счастливого человека, который вырастит таких же детей, то мои внуки будут уже жить в более светлом мире, чем мы.
Хотя я убеждена, что каждый человек создает свой мир сам. В одних и тех же обстоятельствах один будет страдать, а другой скажет: «Да, все так, но у меня есть моя жизнь, и я хочу прожить ее светло и максимально реализоваться в ней».
Самое интересное, что он действительно будет так жить, сохраняя позитив и интерес к жизни - и доживет до старости. Он и тогда не станет брюзжат вслед за своими сверстниками: «Что за времена наступили… Этот мир катится к катастрофе!» Тем более, что высказываниям этим уже более четырех тысяч лет - а мир по-прежнему жив и развивается.
Оболочка, в которую завернуто счастье, для каждого человека разная. Но ядро даже физиологически одинаково для всех. Когда я спрашиваю у клиентов: «Что для вас счастье?», часто слышу один и тот же ответ: «Когда я дышу полной грудью, когда словно парю в воздухе, когда широко открыты глаза, и краски ярче, и я вижу четче».
Я слышу это в разных странах, на разных языках. Ощущение счастья одинаково для всех. И людей, которым оно знакомо, как ни странно, не так уж мало среди моих соотечественников даже сегодня, хотя наше время не очень-то предназначено для всесторонне счастливой жизни.
Многие на стыке эпох потеряли в ней опору, ушли в постоянную тревогу и ожидание чего-то плохого… А новое поколение, естественно, уже не может выстроить собственную концепцию счастья на основе советского прошлого – но и финансовое благополучие как главное мерило счастливой жизни, исходя из собственного опыта, уже не приемлет.
Что ж, ощущение счастья – субстанция действительно тонкая, но тем не менее, освоению она все же поддается.
- Какой из ваших тренингов помогает в этом?
- Все - испытать ни с чем не сравнимое чувство полета позволяет каждый. Но у всех участников возникает один и тот же вопрос: «А потом это чувство надолго останется со мной?». Навсегда. Правда, как любое другое умение, навыки и знания, полученные на тренинге, требуют постоянной тренировки: пять минут ежедневно или хотя бы через день. И тогда через некоторое время это состояние станет для вас родным, и уже не захочется жить по-другому!